[FONT=Verdana]А МУЗЫКА ЗВУЧИТ[/FONT]
[FONT=Verdana]Автор: [/FONT][FONT=Verdana]Severin[/FONT]
[FONT=Verdana]I[/FONT]
[FONT=Verdana]Четвёртое, последнее действие оперного спектакля подходило к концу. Возбуждённая и прекрасная в своей страсти Кармен стремилась на арену, где шла коррида, где её новый избранник тореадор Эскамильо под дикий рёв толпы вёл трудный поединок с грозным противником – разъярённым быком, обезумевшим от боли, причиняемой всаженными в него копьями пикадоров. Волшебная музыка Жоржа Бизе заполняла огромный зал оперного театра. Бравурная мелодия знаменитых куплетов «Тореадор, смелее…» сменялась трагической темой трагедии отвергнутой любви. Перед рвущейся на корриду Кармен вдруг появился дон Хозе, её бывший любовник – страшный, заросший, с горящими глазами…[/FONT]
[FONT=Verdana]Игорь Каманин сидел в одиннадцатом ряду партера и во все глаза смотрел на сцену. Он не помнил, в который раз он слушал эту оперу, которую знал практически наизусть. И звучащий сейчас могучий драматический тенор Давида Грановского, исполнявшего партию Хозе, тоже не был для Игоря откровением – этого замечательного певца он слышал множество раз, и не только в «Кармен». Не это сейчас было главным для Игоря Каманина. Для него существовал сейчас лишь один человек, с которого он не сводил взгляда, пожалуй не менее горящего, чем у Хозе на сцене. Анна. Анна Нельская, живущая сейчас там, на той же сцене страстями обворожительной цыганки, сводившей с ума несчастного влюблённого в неё солдата. И чьё сильное и в то же время мягкое и певучее меццо-сопрано заставляло трепетать публику. «Кармен была свободной, свободной и умрёт!» – звучало под великолепными сводами оперного театра. Вслушиваясь в этот чарующий голос, Игорь, незаметно для себя вернулся в мыслях на десять лет назад.[/FONT]
[FONT=Verdana]Тогда он, студент выпускного курса консерватории вместе со своими однокашниками и несколькими приглашёнными уже опытными исполнителями готовился к выпускному спектаклю. По решению руководства консерватории этим спектаклем должна была быть опера Бизе «Кармен». Та самая, которую он слушал сейчас. И тогда центральная теноровая партия – дона Хозе – была доверена ему, молодому, подающему надежды вокалисту. Игорь вспомнил, с каким волнением он взял в библиотеке консерватории клавир оперы. И свои ощущения, когда он впервые всерьёз стал разучивать эту труднейшую партию. Но не только вокальные трудности явились причиной волнения Игоря. И даже не столько они. Он много раз исполнял перед взыскательными преподавателями и профессиональными певцами знаменитую арию с цветком, и не только её. Сильный голос, великолепный слух, отличная музыкальная память, чувство ансамбля, умение петь прямо с листа вселяли в него уверенность, что он справится с поставленной перед ним задачей. Другое заставляло трепетать его сердце. Его партнёрша по спектаклю, которая должна была исполнять роль Кармен. Аня. Аня Нельская.[/FONT]
[FONT=Verdana]Впервые он увидел её два года назад. Она перевелась на их курс из музыкального училища. И с первого же брошенного на неё взгляда Игорь понял, что это была та, которую он ждал, пожалуй, всю свою сознательную жизнь. Точнее взгляд был брошен ею на него. Чёрные глаза, которые, казалось, буквально просверлили его насквозь и вывернули его наизнанку. И мысленно в следующее мгновение он рухнул к её ногам, орошая слезами и поцелуями её чёрные туфли. Но это в мыслях. А сейчас он будто бы превратился в соляной столб. И безотрывно смотрел на неё. А она на него. И ему показалось… ему показалось, что она знает, где он мысленно находится в настоящий момент. Он вздрогнул, когда она вдруг перевела взгляд на свои ноги, обтянутые в чёрные чулки, задержалась на них пару секунд, а потом быстро будто стрельнула в него взглядом. И в этом взгляде он почувствовал приказ: «К ногам! Ведь там твоё место». Он не знал, что его тогда остановило от того, чтобы реально при всех упасть к её ногам. [/FONT]
[FONT=Verdana]А дальше были месяцы совместного обучения в консерватории – спевки, занятия в классах, репетиции, учебные программы и спектакли. И когда Игорь впервые услышал голос Ани – сильное звучное и в то же время мягкое меццо-сопрано, начисто лишённое того рыкания, завывания и булькания, которое зачастую бывает присуще обладательницам этого типа голоса – он был окончательно ею покорён. Его тянуло к ней как магнитом, и он видел, что она чувствует это. В какие-то моменты она казалось, сама его манила – ну что же ты, смелее, не упускай своё счастье. Но только он решался на самые несмелые попытки сближения – она улетала. Словно невидимая преграда возникала между ним и ею. Кармен. Самая настоящая Кармен в жизни, которая только здесь рядом, а в следующий момент её уж нет. [/FONT]
[FONT=Verdana]На выпускном курсе они начали репетировать оперу «Кармен». Анна в роли Кармен, Игорь в роли Хозе. Приглашённый из оперного театра стажёр баритон Вячеслав Лейн репетировал партию тореадора Эскамильо, почти целиком состоящую лишь из знаменитых куплетов. Он уже был лауреатом какого-то конкурса вокалистов и посматривал на своих партнёров по спектаклю несколько свысока. И Игорь совершенно неожиданно для себя почувствовал, что не Хозе ревнует Кармен к Эскамильо. Это он, Игорь ревнует Анну к лощёному красавцу Лейну, обладателю действительно отличного баритона. Тем более, что этот Лейн явно заинтересовал Анну. И чувства Игорю уже не нужно было изображать – они рвались сами собой наружу. [/FONT]
[FONT=Verdana]Когда же в исполнении Анны звучала знаменитая Хабанера из первого акта – «Любовь, любовь, дитя свободы, законов всех она сильней… Посмотри, пташка уж поймалась, но взмах крыла, и в облака от тебя она вновь умчалась…», Игорь чувствовал, что эти слова адресованы ему. Это не Кармен дразнит Хозе, это она, Анна, дразнит, манит его, Игоря. Это ему предлагается ринуться за ней следом, куда бы она ни полетела, но схватить лишь свежий голубой воздух. И чувства Хозе становились его, Игоря чувствами. Арию с цветком уже пел не Хозе. И даже не актёр, его изображающий. Это пел он сам, Игорь. Не как актёр. Не как вокалист. А как влюблённый, нет, как раб этой обворожительной красавицы с божественным именем Кармен… нет, Анна. Молча своим пронзающим взглядом она повергала его к своим стопам. И он не удержался и в финале арии на словах «Навек я твой, моя Кармен!» опустился перед ней на колени, поймав при этом её возбуждённый и до предела заинтересованный взгляд. Но идиллию оборвал строгий голос режиссёра-постановщика спектакля и профессора консерватории Ивана Андреевича Чарова:[/FONT]
[FONT=Verdana]– Стоп! Каманин, что это ещё за фокусы? Немедленно поднимитесь![/FONT]
[FONT=Verdana]Музыка смолкла. Игорь смущённо поднялся на ноги, бросив украдкой взгляд на Анну. И заметил явное неудовольствие на её лице. Но понял, что это неудовольствие относилось не к нему, а к профессору Чарову.[/FONT]
[FONT=Verdana]– А мне как раз нравится такой вариант, – подала голос щебетушка сопрано Оля Маслина, исполнявшая в спектакле партию Микаэлы. [/FONT]
[FONT=Verdana]– Нравится, не нравится, – сердито ответил Иван Андреевич. – Это падание на колени здесь совершенно излишне. Ну-ка давайте сначала. И без экспериментов пожалуйста.[/FONT]
[FONT=Verdana]Иван Андреевич – сам в прошлом замечательный тенор, певший в «Кармен» вместе с корифеями оперной сцены – Максаковой, Лисицианом, не понял, что упал сейчас на колени не исполнитель. Упал сам Игорь Каманин, в преклонении перед своим кумиром. И ему стоило большого труда не сделать так же и во второй раз. А в финальной сцене они оба – и Анна, и Игорь дали волю своему чувству. И разыгралась драма, не видимая для других. Не Кармен рвалась на арену для встречи с Эскамильо – это Анна демонстрировала Игорю свою заинтересованность красавцем Лейном, сводя с ума тем самым не Хозе, а Игоря. И в то же время поощрявшая это сумасшествие, манившая его. Она будто бы говорила ему переливами своего замечательного голоса: «Ну, что же ты, раб? Ты ещё не здесь, у моих ног? Имей ввиду, что я не привыкла долго ждать. Ещё мгновение, и ты навеки потеряешь своё счастье». Он рвался к ней, чувствуя, что и в самом деле сходит с ума. И они, будучи не в силах выразить открыто свои чувства, выражали их теми средствами, которые предоставляла им музыка, сцена и их голоса. И когда Кармен упала, сражённая кинжалом, слова «Арестуйте меня! Пред вами её убийца!» Игорь спел так, будто это были последние слова в его жизни. Слушатели потрясённые стояли вокруг – такой экспрессии, такой обнажённости чувств никто их них ещё не видел. Даже Иван Андреевич, сняв очки, поднялся со своего места и несколько минут стоял, не двигаясь и молча. Но если бы они только знали, что видели лишь верхушку айсберга. А подлинные стремления тех двоих, находившихся в этот момент в центре сцены, остались по существу скрытыми.[/FONT]
Комментарий